Официальный сайт

Тамара Миансарова


Тамара Миансарова       Тамара Григорьевна Миансарова родилась 5 марта 1931 года в Кировограде. Отец - Григорий Матвеевич Ремнёв был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, затем художником. Мать - Анастасия Фёдоровна Алексеева, певица, работала в Минском оперном театре.
      Песня прочно поселилась в семье, и ещё в раннем детстве родители брали Тамару на репетиции самодеятельного хора. В 4-летнем возрасте она дебютировала, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры сразу пение, танец и художественное чтение. А в местной газете на следующий день появилась первая рецензия на её выступление.
      Позже семья переехала в Минск, где её застала война. Тамара помнит, как в толпе беженцев они с матерью отходили на восток, как попали в окружение, как горестно брели обратно, в теперь уже чужой город.
Тяжёлые годы оккупации, облавы, дым пожаров, ранение матери... Но Тамара даже в то трудное время не порывала с музыкой.
      В 1951 году она окончила музыкальную школу-десятилетку при Минской консерватории и поступила на фортепьянное отделение Московской консерватории, в класс профессора Льва Оборина. Самозабвенно играла Бетховена, Баха, Листа, Шопена... Со 2-го курса обладательница красивого лирического сопрано Тамара Миансарова стала факультативно заниматься и на вокальном отделении, где её педагогом была профессор Дора Борисовна Белявская. В 1957 году после окончания консерватории Тамара по распределению попала в ГИТИС концертмейстером. Однако работа эта удовлетворения ей не принесла, и через три месяца она ушла в эстраду.
      В репертуаре начинающей певицы было всего три песенки, и с ними она рискнула принять участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Миансарова покорила жюри блестящим исполнением вальса Штрауса под собственный аккомпанемент на рояле и была удостоена третьей премии. Известный педагог Е. Кангар сказал ей: "Девочка, ты отлично чувствуешь малую форму, тебе надо петь песни" - и стал с ней заниматься. К консерваторской вокальной школе прибавилось освоение эстрадной специфики - поиски лаконичности, точности средств выразительности, разнообразия тембровой окраски звука.
      В тот период перед Миансаровой остро встал вопрос: чем же всё-таки заниматься - пением на эстраде или игрой на фортепиано? Вопрос этот решился сам собой. А способствовало этому молниеносное и победное восхождение на "эстрадный Олимп": Миансарова с большим успехом провела первые гастроли, некоторое время выступала со своей программой в оркестре знаменитого Лаци Олаха, а в 1960 году уже выступала в Московском мюзик-холле в спектакле "Когда зажигаются звезды" наряду с такими артистами, как Марк Бернес, Кира Смирнова, Лев Миров и Марк Новицкий, Капитолина Лазаренко. Эстрада в конце концов победила, и с ней молодая артистка уже не смогла расстаться.
Тамара Миансарова       В 1962 году на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки Миансарова находилась с большой творческой группой вместе с Муслимом Магомаевым, Маргаритой Суворовой, Александрой Стрельченко и другими советскими исполнителями, но её выступление не планировалось. И вдруг оказалось, что заболел один из артистов и ему нужно было срочно искать замену. Выбор пал на Тамару. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Людмилы Лядовой на стихи Бориса Брянского "Ай люли". Эта песенка стала очень популярной и её стали распевать все участники фестиваля, а сама исполнительница была удостоена первой премии и золотой медали.
      В следующем году Миансарова становится лауреатом престижного песенного фестиваля в Сопоте за исполнение песни Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина "Пусть всегда будет солнце". Перед отъездом на фестиваль начальство без энтузиазма восприняло решение Миансаровой петь именно эту песню: считали, что надо петь что-нибудь посерьёзнее. Не одобрял выбора певицы и руководитель ансамбля Игорь Гранов и даже не хотел с ней репетировать. Однако Тамара настояла на своём и оказалась права.
      Успех был ошеломляющим. В песенный фестиваль, основанный на танцевальных ритмах, ворвалась песня-диалог, песня-призыв, песня-утверждение. Польский журнал "Край рад" писал: "Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии... Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза... ".
      Тамара пела эту песню на все лады: сдержанная, мужественная в начале интонация сменяется в припеве - чистом и ясном, будто звук пионерского горна, - совершенно такой же детской, звенящей, удивленной нотой, а слова "пусть всегда будет мама" воспринимаются как самое потаённое, которым ребёнок может поделиться только вот сейчас, а потом уже никто не будет этого знать. Потому что ребёнок вырастет... И тут же трогательное в своей наивности самоутверждение: пусть всегда буду я! - прямым, чистым, освобожденным звуком. Неожиданное решение первого и последнего куплетов, исполненных мальчишеским дискантом, пришло к певице не случайно: она сама пережила ужасы оккупации в детстве и потому смотрела на эту песню не так, как все, а глазами ребенка, пережившего войну.
      После выступления в Гданьске 6, 5 тысяч зрителей стоя аплодировали советской солистке. На улице её узнавали, совсем незнакомые люди жали руки, обнимали. В газетах ее называли "соловей Москвы", а на одной из местных парфюмерных фабрик вышел новый сорт духов, названный в честь певицы - "Тамара". После Сопота певица стала включать "Солнечный круг" во все свои концерты, и на многие годы вперёд эта песня стала визитной карточкой Миансаровой.
Тамара Миансарова       В 1966 году в столицах 6 стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии) проходил конкурс эстрадной песни "Дружба", где каждый участник должен был исполнить и песню той страны, где проходил тур. Миансарова завоевала 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову. В числе "побеждённых" был и Иосиф Кобзон.
      Обаятельная на сцене, весёлая, живая и отзывчивая в жизни, Тамара Миансарова в очень короткий срок завоевала громадную популярность у зрителей. Она много ездила на гастроли по стране и за рубеж, и где бы ни выступала, залы всегда были переполнены. Зрителей привлекала исполнительская манера певицы, её умение артистически распоряжаться своим от природы высоким голосом. Каждая песня в её исполнении - это законченные и ювелирно отделанные вокальные произведения, на глазах у зрителей превращающиеся в маленькую повесть или новеллу со своей режиссурой, мизансценами, пластикой. Интонационными штрихами, неуловимыми нюансами актриса придаёт произведению иногда совершенно необычное, но в то же время очень сильное по эмоциональному воздействию звучание.
      Жанровый диапазон певицы необыкновенно широк - от героических музыкальных баллад и драматических вокальных новелл до шуточной и детской песни. И для каждой из них певица находит свои краски, свои выразительные средства. Гневные и задумчивые, веселые и шуточные песни в её исполнении никого не оставляют равнодушным. Всего в репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен, многие из которых стали что называется "шлягерами": "Московские улицы", "Мелодия любви", "Глаза на песке", "Для тебя", "Город спит", "Летка Енка", "Топ-топ, топает малыш", "Кенгуру", "Мамин праздник", "Рыжик", "Давай никогда не ссориться", "Чёрный кот", "Бабушка, научи танцевать чарльстон", "Иван да Марья", "Берёза", "Руки" и многие, многие другие.
      Громкую популярность певицы не смогла пригасить даже непонятная ситуация, когда в начале 1970-х годов вокруг неё образовался какой-то вакуум. Певица вдруг стала невыездной, её записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт "Солнечная баллада" положили на полку. Разнёсся слух, будто певица уехала в Израиль. Столичные концертные залы оказались для неё закрытыми.
      Тем временем Миансарова продолжала много ездить по стране уже от Донецкой филармонии, где проработала 12 лет. Выступала в шахтёрских городах и посёлках, в клубах горняков и даже в конторах шахт, и более благодарной и отзывчивой публики, по её словам, не встречала. Эти выступления отмечены нагрудным знаком "Шахтёрская слава" и званием Почётный гражданин Донецка. Потом вернулась в Москву, но работать ей всё равно не давали под разными предлогами. И это продолжалось до 1988 года.
Тамара Миансарова       Спустя 30 с лишним лет Тамара Миансарова, имевшая до этого звание Заслуженной артистки Украины (1972) и будучи кавалером ордена "Знак Почёта", становится Народной артисткой России (1996). Она награждена также орденами "Дружбы Народов", "Дипломата Камбоджи", лаосским орденом "Трёх Слонов". В 2005 году на «Площади звёзд» в Москве была установлена именная звезда Миансаровой.
      Тамара Григорьевна вновь популярна, а её творчество востребовано. Артистка проводит многочисленные встречи со зрителями, готовит новые песенные программы ("Нам рано жить воспоминаниями" А. Мажукова на стихи В. Меньшикова, "Я - акация" А. Билаша на стихи Л. Татарченко, "Моя глубинка" Я. Френкеля на стихи И. Гофф, "Кони привередливые" В. Высоцкого, памяти В. Шукшина "Калина черная" Б. Киселева на стихи А. Жигулина). Компакт-диск старых популярных песен Миансаровой вышел в новой аранжировке сына Андрея Миансарова. Её приглашают на всевозможные музыкальные конкурсы как члена жюри, на протяжении двух лет она возглавляла жюри международного фестиваля "Золотой шлягер", была почётным гостем и членом жюри Сопотского фестиваля, ездила на гастроли в Америку.
      Профессор Т.Г.Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе и в доме творчества молодёжи "На Таганке". Её ученики - Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, Максим Сытник и др.
      Тамара Григорьевна живёт и работает в Москве. Её окружает преданная и заботливая семья. Супруг - Марк Михайлович Фельдман, скрипач, директор концертных групп. Сын - Андрей Эдуардович Миансаров, пианист, композитор. Дочь - Екатерина Игоревна Хлебникова, поэтесса. Внуки: Андрей, заканчивает музыкальную школу; Тамара, художник; Анна, учится на экономическом факультете.